Гринберг Владимир Алексеевич (1896- 1942)

Живописец, график Из мещанской семьи. Учился в Ростовском-на-Дону Коммерческом училище им. цесаревича Алексея (1904–1914), где получил первоначальное художественное образование под руководством художника А. М. Волочинкова; окончил училище с золотой медалью и степенью кандидата коммерции, был удостоен звания почетного гражданина Ростова-на-Дону. С 1914 — участник выставок (4-я весенняя выставка Ростово-Нахичеванского-на-Дону общества изящных искусств в Ростове-на-Дону). В 1915 переехал в Петроград; сдал экзамены в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, но принят не был из-за процентной нормы для евреев. В том же году поступил в Политехнический институт. Одновременно посещал Новую художественную мастерскую княгини М. Д. Гагариной, где занимался у М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева, О. Э. Браза, Е. Е. Лансере, Д. Н. Кардовского. Участвовал в выставке «Мира искусства» в залах художественного бюро Е. Н. Добычиной (1917). В 1917 возвратился в Ростов-на-Дону. Преподавал в собственной школе-студии (конец 1910-х — начало 1920-х), 1-й советской художественной школе Подотдела Наробраза (1917–1920), Художественном техникуме (1919–1922), на рабочем факультете Донского университета (1921–1922) в Ростове-на-Дону. С 1919 — член Союза работников искусств (Рабис), с 1920 — Ростово-Нахичеванского-на-Дону союза художников. Занимался праздничным оформлением города к 1 Мая (1920). Работал художником в Политпросвете Северо-Кавказского военного округа (1921–1922). Выполнил цикл портретов членов Реввоенсовета Южного округа — К. Е. Ворошилова, С. М. Будённого, А. С. Бубнова и других. Создал обширную серию портретов углем и сангиной (1918–1922). В 1922 поселился в Петрограде. Посещал художественную студию Дома искусств, выполнял обязанности секретаря студии. В 1930 был избран в состав правления Общества живописцев. С 1932 — член Ленинградского дома ученых. Писал пейзажи, портреты, натюрморты, обращался к бытовому жанру; занимался книжной и журнальной графикой. Участвовал в конкурсе на проект памятника А. С. Пушкину в Михайловском, на котором был удостоен 1-й премии (1924, не осуществлен). Создал иллюстрации к книгам «Американские рассказы» О`Генри (1925, не издана), «Китайский мальчик» Ф. Брет-Гарта (М.-Л., 1927), «Гимназисты» (М.-Л., 1927) и «Детство Тёмы» (М.-Л., 1920-е) Н. Г. Гарина-Михайловского, «Арест Яши Ансона» Я. Страуян (М.-Л., 1928) и другим. В 1930-х — начале 1940-х сотрудничал в журналах «Ёж» (до 1935) и «Чиж». В начале 1930-х подвергся обвинениям в формализме. В 1934–1935 по контракту работал над циклом ленинградских пейзажей («Новый Ленинград», «Социалистический Ленинград»). Совершил поездки в Углич (1935), Гурзуф (1937), Геленджик (1939); выполнил в путешествиях множество акварелей и работ маслом. В 1941 создал серию изображений натурщиц в технике гуаши. Член и экспонент группы «Шестнадцать» (1924), АХРР — АХР (с 1928). Участвовал в выставках советского искусства в США (1924–1925, передвижная), Японии (1926–1927, передвижная), Париже (1929), XIV международной художественной выставке в Венеции (1927), юбилейной выставке изобразительных искусств (1927), Первой общегородской выставке изобразительных искусств (1930) в Ленинграде, выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932–1934) и других. Провел персональную выставку в Ленинграде (1930). С 1933 — член ЛОССХ. Преподавал в кружке изобразительных искусств им. К. Маркса (начало 1920-х), Государственном архитектурном институте (1923–1927), Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1926–1927), Ленинградском строительном институте (1929–1932), Ленинградском институте коммунального строительства (1930–1941), Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры (1932–1933), Ленинградском институте инженеров промышленного строительства (1933–1939, с 1937 — заведующий кафедрой рисунка и живописи архитектурного факультета), кружках повышения квалификации в Ленинградском доме архитектора и институте «Ленпроект» (1930-е). Во время Великой Отечественной войны оставался в Ленинграде. Участвовал в строительстве оборонительных сооружений, занимался маскировочными работами. Сотрудничал в «Окнах ТАСС». Умер в блокадном городе; похоронен на Охтинском кладбище. Ретроспективные выставки произведений художника состоялись в Ленинграде — Санкт-Петербурге (1946, 1976, 1982, 1987, 1996), Ростове-на-Дону (1996), Барнауле (2002), Москве (2008). Гринберг принадлежит к числу ведущих мастеров так называемой ленинградской школы 1920-х — 1940-х, наряду с Н. А. Тырсой, Н. Ф. Лапшиным, А. А. Успенским, А. С. Ведерниковым, А. И. Русаковым, А. Н. Самохваловым и другими. В раннем творчестве (1910-е — начало 1920-х) испытал влияние А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева, что нашло отражение в рисунках углем и сангиной. В дальнейшем выработал собственный стиль, характерными особенностями которого являются повторяемость мотивов, свободная манера письма, стремление к пластическим и тональным обобщениям, тонкая нюансированная цветовая гамма. Произведения Гринберга находятся во многих музейных и частных собраниях, среди них — Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Ростовский областной музей изобразительных искусств в Ростове-на-Дону и другие.

 
Художники